Emotron на службе лифтовой отрасли России

Проблема энергосбережения остро стоит во всех без исключения отраслях экономики России. C 1996 года правовое регулирование энергосбережения осуществляется на федеральном уровне на основании Федерального закона «Об энергосбережении». Кроме того, разработана и утверждена распоряжением Правительства РФ «Энергетическая стратегия России на период до 2020 года», среди основных приоритетов которой – снижение удельных затрат на производство и использование энергоресурсов за счёт применения энергосберегающих технологий и оборудования.

В настоящее время на территории Российской Федерации эксплуатируется порядка 430 тысяч лифтов, почти 90% из них пассажирские. В ведении жилищно-коммунального комплекса находятся около 287 тысяч лифтов. В целом по России 22,3% лифтов отработали свой ресурс и нуждаются в модернизации или замене. К 2010 году, по оценкам экспертов, замена или модернизация потребуется уже 55% находящимся в эксплуатации лифтам.

При решении вопроса обновления лифтового оборудования представляется целесообразным исходить из того, что стоимость модернизации лифта намного ниже затрат на его замену. Среди других преимуществ модернизации: комплексный подход, последовательность технологических операций и короткие сроки выполнения работ без нарушения привычного ритма работы здания. Модернизация действующего лифта состоит в обновлении электроаппаратуры его управления и сигнализации, дизайна кабины и установке новой системы электропривода лебедки. Лифтовое хозяйство города – это отрасль с повышенной энергоемкостью, поскольку ежегодный расход электроэнергии при эксплуатации лифтового оборудования составляет около 2 млрд. кВт/ч. В связи с этим внедрение новейших энергосберегающих технологий при модернизации лифтового оборудования становится крайне актуальной задачей. Исследование, проведенное Шведским агентством по энергетике в 2007 году, показало, что использование системы регулирования скорости в лифтах с помощью частотных преобразователей, ранее работавших с одно- или двухскоростными электродвигателями, может снизить потребляемую энергию до 80%. Кроме того, можно снизить постоянные расходы на электроэнергию за счет использования автоматических выключателей меньшего номинала. Лифт с установленным частотным преобразователем становится более комфортным и требует меньшего объема технического обслуживания. Вот некоторые результаты исследования, основанные на измерениях до и после модернизации.

Жилое здание (St. Paulsgatan, Stockholm)
6 этажей, 2 лифта
До: редукторный механизм с односкоростным двигателем выпуска 1940-х годов. Номинальная грузоподъемность: 255 кг. Скорость: 0,5 м/с.
После: редукторный механизм с регулятором скорости и обратной связью. Номинальная грузоподъемность и скорость остались прежними. Количество рейсов увеличилось приблизительно на 10%.
Экономия энергии 43%

Жилое здание (Tensta)
9 этажей, 2 лифта

До: редукторный механизм с двухскоростным двигателем. Номинальная грузоподъемность: 500 кг. Скорость: 0,8 м/с. Без раздвижной двери.
После: электродвигатель без редуктора с регулятором скорости и обратной связью. Номинальная грузоподъемность не изменилась. Скорость: 1 м/с. Автоматические выключатели меньшего номинала. Автоматическая раздвижная дверь.
Экономия энергии 67%

Торговый центр (Gallerian, Stockholm)
1 лифт

До: лифт с гидравлическим приводом, двусторонний. Номинальная грузоподъемность: 500 кг. Скорость: 0,5 м/с.
После: лифт с электрическим приводом без редуктора с регулятором скорости и обратной связью. Номинальная грузоподъемность: 630 кг. Скорость: 1 м/с. Количество рейсов увеличилось приблизительно на 28%.
Экономия энергии 42%

Офисное здание (Gustavslundsvagen, Stockholm)
8 этажей, 2 лифта

До: редукторный механизм с двухскоростным двигателем. Номинальная грузоподъемность: 630 кг (лифт 1) и 1 000 кг (лифт 2). Скорость: 1 м/с.
После: редукторный механизм с регулятором скорости и обратной связью, номинальная грузоподъемность и скорость не изменились. Количество рейсов увеличилось на 14%.
Экономия энергии 35%

Офисное здание (Vasagatan, Stockholm)
7 этажей, 2 лифта

До: лифты с канатно-гидравлическими приводами. Номинальная нагрузка: 500 кг (лифт 1) и 1 000 кг (лифт 2). Скорость: 0,7 м/с.
После: лифты с электрическими приводами без редуктора с регулятором скорости и обратной связью. Номинальная грузоподъемность: 450 кг (лифт 1) и 1 000 кг (лифт 2). Скорость: 1 м/с.
Экономия энергии 54%

Больница (Karolinska University Hospital, Huddinge)
8 этажей, 2 лифта

До: двухскоростной двигатель. Номинальная грузоподъемность: 1 250 кг. Скоость: 1 м/с.
После: редукторный механизм с регулятором скорости и обратной связью. Номинальная грузоподъемность и скорость остались прежними.
Экономия энергии 77%

Примечание
Методика измерения потребления энергии означает измерение и суммирование нескольких различных величин. Необходим также общий критерий для сравнения различных лифтов. В данном случае потребление энергии измерялось в кВт/ч и подсчитывалось количество рейсов кабины лифта. Каждый рейс измерялся от пуска до остановки независимо от количества этажей, пройденных лифтом. Энергетический КПД лифта, измеряемый в кВт/ч на рейс, рассчитывался путем деления общего потребления энергии за период исследования на количество рейсов за тот же период.

Как видно из приведенных примеров, преобразователь частоты обеспечивает значительное снижение потребления электроэнергии на лифте. Но это не единственное преимущество этого устройства. Дело в том, что новейшие разработки в области управления асинхронными электродвигателями, нашедшие применение, в частности, в преобразователях частоты Emotron, позволяют добиться высокой плавности переходных процессов в механике лифта, что ведет к увеличению срока службы отдельных узлов и механизмов лифта, значительно снижает затраты на техническое обслуживание. Элементы, заменявшиеся ранее раз в 5–10 лет (такие, как электродвигатель, редуктор, канатоведущий шкив, тормоз, канаты), при условии применения преобразователя частоты, могут работать без замены весь срок службы лифта, равный 25 годам. Так же значительным преимуществом является возможность применения общепромышленного односкоростного электродвигателя, который значительно дешевле, а так же имеет меньший вес и размеры, чем лифтовой двухскоростной электродвигатель.

Проведем сравнительный анализ данных по потреблению электроэнергии до и после модернизации лифтов с использованием односкоростного электродвигателя и частотного преобразователя и подсчитаем сроки окупаемости данного устройства. Среднее машинное время работы лифта составляет 6,8 ч/сут. Среднее число пусков в час – 100. Лифт до модернизации (редукторный механизм с двухскоростным электродвигателем) потребляет 28,5 кВт/ч электроэнергии, лифт после модернизации (односкоростной электродвигатель с регулятором скорости) потребляет 12 кВт/ч электроэнергии, то есть экономия электроэнергии равна 16,3 кВт/ч, а в год это 39 902,4 кВт. Стоимость электроэнергии для ТСЖ в настоящее время 2,06 рублей без НДС. Следовательно, экономия денежных средств, затраченных на электроэнергию за год, будет составлять 82 198,00 рублей без НДС.

Средняя стоимость преобразователя частоты Emotron серии VFB/VFX составляет 75 000,00 рублей без НДС, а это значит, что уже через год он полностью окупает вложенные в него деньги и начинает приносить прибыль собственнику лифта и обслуживающей организации. Однако, углубившись в обсуждение технико-экономических аспектов применения преобразователей частоты, мы не упомянули очень важное преимущество – лифт приобретает высокий уровень комфортности передвижения, что достигается за счет уже упомянутых выше плавных переходных процессов в механизмах лифта. Что это дает человеку, пользующемуся лифтом? Даже обычный человек, смотрящий на лифты исключительно с потребительской точки зрения, сразу же с удивлением обнаруживает новое поведение лифта – по ощущениям от поездки давно знакомый ему обычный лифт преображается до неузнаваемости! По комфортности движения он становится таким же, как и его именитые зарубежные аналоги, предлагаемые по очень высоким для нашего ЖКХ ценам.

Что же отличает продукцию компании Emotron от существующих аналогов в лифтовом электроприводе? Важное преимущество преобразователя частоты Emotron серии VFB/VFX – это применение новейшей технологии DTC (Direct Torque Control), прямое управление моментом. Непревзойденная точность модели асинхронного электродвигателя, просчитываемая двумя DSP-процессорами при применении технологии DTC, обеспечивает следующие результаты:
- не изменность точности остановки, не зависимо от загрузки лифта;
- вам не нужно знать точных параметров двигателя или изучать реакцию регулятора скорости. Достаточно ввести данные двигателя и про вести режим идентификации – и преобразователь измерит необходимые параметры двигателя, даже если он был перемотан в процессе ремонта, установит инерционность нагрузки и приведет собственные настройки в соответствие с полученными данными.

Теперь немного о преимуществах частотного преобразователя Emotron:
1) частотные преобразователи Emotron имеют только «белую» сборку, каждый экземпляр тестируется перед отправкой потребителю в соответствии с жесткими шведскими стандартами качества;
2) в отличие от аналогов, имеющих пластиковый корпус, преобразователи частоты Emotron имеют защищенный металлический корпус, что дает существенные преимущества в условиях машинного помещения;
3) компания ООО «Коневертер», представляющая фирму Emotron на российском лифтовом рынке, имеет собственную специализированную сервисную службу с большим опытом работы именно по лифтовому применению.

Внедрение преобразователей частоты Emotron в лифтовом электроприводе началось в 1999 году с Постановления Правительства Москвы от 3.09.1999 года № 678-РЗП «О внедрении регулируемого электропривода в г. Москве», при сотрудничестве с МГУП «МОС ЛИФТ». В рамках этой программы модернизировано около 350 лифтов с установкой преобразователей частоты Emotron. В это же время организована сервисная служба с круглосуточным дежурством по обслуживанию лифтов с частотно-регулируемым приводом в Москве.

В случае замены или модернизации лифта вы можете заказать комплект оборудования с преобразователем частоты Emotron или купить напрямую в компа нии ООО «Конвертер» данный частотный преобразователь с установкой на уже действующий лифт. Более того, ОАО «Щербинский лифтостроительный завод», проведя многочисленные заводские испытания, выбрал Emotron для частотно-регулируемого привода лифтов своего производства. Одним из критериев выбора явилось наличие собственной сервисной службы в России. Как отмечают в своем отзыве по применению преобразователей частоты Emotron специалисты Щербинского лифтостроительного завода, важным преимуществом, в сравнении с аналогичными изделиями других фирм, является наличие у фирмы Emotron квалифицированного персонала, оперативно решающего все вопросы сервисного обслуживания и ремонта, а также с готовностью реагирующего на последние веяния в области лифтовых электроприводов.

Тесное сотрудничество с ОАО «ЩЛЗ» ведется также в части испытаний новых безредукторных систем электропривода, например, с использованием ременной лебедки. Преимущества технологии DTC позволяют управлять электродвигателем и без применения редуктора, что значительно снижает размеры лебедки, ее цену и расходы на эксплуатацию. В перспективе эти преимущества сделают возможной установку частотных преобразователей даже на недорогих лифтах. Также хотелось бы отметить, что преобразователи частоты Emotron прошли испытания практически со всеми станциями управления, применяемыми в настоящее время в России, такими, как ШУЛР, УЛ, УКЛ, ШУЛ-2РС, УЛЖ на лифтах грузоподъемностью до 1 тысячи кг и скоростью движения кабины до 1,6 м/с.

На сегодняшний день на лифтах установлено более 1 тысячи преобразователей частоты Emotron, успешно работающих по всей нашей стране и за рубежом. Более подробную информацию можно получить в компании ООО «Конвертер» – представителя Emotron в России по телефону: +7 (495) 603-08-52 или на сайте: www.lift-converter.ru.

Большую помощь в подготовке материала оказал Sven Andersson – ведущий инженер шведского головного офиса Emotron AB.

Поделиться